9 груд. 2018 р.

5 ПРИЧИН ПОТЕРИ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ.


Мотивация-это то,  что движет нами и дает силы, когда кажется, что их совсем нет. То, что вдохновляет нас. То, что принимает решение выходить на ковер снова и снова.
Но, бывает так что она теряется или заканчивается, или с ней теряется связь. И тогда наступает кризис.
Особенно, это бывает часто у "ранних" спортсменов, те, кто начал заниматься в 5-6 лет. И, к годам 15-16, когда начинаются выступления на юношеских соревнованиях, весь интерес к борьбе уже заканчивается.



Но, и у спортсменов высокого класса, такое явление тоже встречается. Когда освоен один уровень, из года в год повторяемый, а на следующий-не хватает заводки, драйва...
 А если это происходит накануне важных, ответственных соревнований? А если в подготовку вложено куча сил и денег?

Вот несколько причин, которые влияют на потерю мотивации у юных спортсменов.

1. Слишком ранняя специализация.
Раньше, оптимальным временем начала занятиями единоборствами считалось от 9 до 14 лет.
Когда ребенок приходил в борьбу, уже позанимавшись в других секциях-плавания, гимнастики, легкой атлетики, он набирал физических качеств, имел разнообразный двигательный опыт, и был готов решать сложные технические задачи, т.к. единоборства считаются сложно координационным видам спорта.
Сейчас возраст заметно помолодел. В секции приходят дети в 5-6,и даже в 4 года. Это имеет свои плюсы и минусы.
С одной стороны они добирают то, что брали из других видов спорта прямо здесь-играют, бегают, кувыркаются, подкачиваются.
С другой, к 16 годам, к настоящим европейским и мировым первенствам, ребёнок уже истощен, потерял интерес, занимаясь одним и тем же 10 лет.

2. Много соревнований на которых требуется результат.
Здорово, когда на тренировках предлагаются много упражнений на единоборство, взаимодействия без требования победить.
Но, как только эти игровые задания превращаются в борьбу, в задания победить во чтобы то не стало, психика ребёнка очень быстро устает и отключается.
А если это соревнования с незнакомыми ребятами, с другим клубом, в другом городе, где одно это является уже стрессом-задание выиграть первое место, будет увеличивать и без того большую нагрузку на психику.
И если с ребёнка постоянно требовали результат в течении многих лет -он может быть вообще психологически выгорел к юношескому возрасту.

3. Бедный арсенал технической и тактической подготовки.
Обучение техники и тактики- творческий процесс. Это костяк подготовки борца. Его можно сделать интересным и разнообразным или превратить в нудную бесполезную отработку одиночных движений.
Когда у ребёнка есть богатое представление о том какие ситуации бывают, он самостоятельно ищет варианты решений в проблемных заданиях- это ведет к тому, что ребёнку как минимум есть чем бороться, как максимум-есть мотив найти интересное решение в схватке и побеждать, не затрачивая кучу сил при этом.
Повторение из года в год одного движения, одной техники ведет к стерео типизации и предсказуемости.

4. Заужение подготовки-нет переключения и разнообразия.
Считается, что после 7-10 лет в одном виде деятельности нужно какое то обновление, смена смысла можно так сказать.
Даже если ребёнка поддерживали, не натаскивали на результат, а целенаправленно вели к юношескому соревновательному возрасту-ему просто может захотеться заняться чем то другим, сменить место жительство, влюбиться наконец.
Сложность этого периода в том, что здесь присутствуют два разнонаправленных движения-с одной стороны нужно сужение, так как подведение спортсмена к соревнованию требует "собирание" всех умений и знаний, а с другой-расширение, т.к. появляется желание освоить другой мир, и привнести его "дары" в основную деятельность.
Самое сложное здесь-отпустить...Да, да отпустить- ожидания, планы, надежды...И тогда родится творческое решение.
Иногда полезно свозить спортсмена отдохнуть в теплую страну, иногда дать позаниматься с полгода чем ни будь другим, пообщаться с друзьями, пойти поработать, даже уехать в другой город.
Познать так сказать другую жизнь. Этим он набирает опыт, переживания и чувства, которые "усложнят" его как человека и как борца.

5. Обесценивание и слабая поддержка
Может быть это одно из самых важных составляющих демотивации.
Когда ребёнка ругают за каждое движение, не давая самостоятельно себя проявить, бьют за проигрыш, стыдят перед другими-не надо говорить, что это ведет не только к страху выступлений, потери интереса заниматься, но и потери личного достоинства, которое потом будет откликаться в жизни...
Поддержка-это не сюсюкание. Это мягкая целенаправленная сила, следующая за ребёнком, защита, помощь в раскрытии его собственного потенциала..


Про мотивацию взрослых спортсменов профессионалов ещё все более интересно) но это другая история!

Спасибо  Элина Новгородцева за интересный материал!

Немає коментарів:

Дописати коментар